![]() |
Заказ и консультации по телефону
![]()
из России
![]() |
ДОСТАВЛЯЕМ ПО РЕГИОНАМ РОССИИ И СТРАНАМ СНГ |
РАСПРОДАЖА |
|
О нас Условия доставки Информация Производители Новости Барахолка |
![]() |
|
![]() Тестдрайв GPS навигаторов Garmin![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Вопросы навигации издавна волновали человечество. Некогда целые экспедиции специально снаряжались, чтобы постичь, как же определить точное время в любой точке земного шара, и соответственно - долготу. Какие только методы для этого не применяли! Кому интересно - отсылаем к тому же Умберто Эко, чьи слова вынесены в заголовок. Прошли века, и от "симпатического пороха" и венецианских хронометров путешественники перешли к спутниковой навигации и общедоступным приемникам GPS. В Сети существует немало ресурсов, посвященных как самим приборам спутниковой навигации, так теории вопроса, научной стороне дела. Несмотря на это многообразие, человеку, решившему подорвать семейный бюджет и купить навигатор, трудно найти ответы на многие вопросы. Действительно, тонкости исчисления орбит понятны лишь специалистам, а описания приборов на сайтах продавцов носят откровенно рекламный характер. Поэтому мы решили написать эту статью, в которой попытаемся обобщить свой и чужой опыт использования GPS в походных условиях. Более того, мы провели тест-драйв, с целью сравнения ряда моделей в условиях максимально приближенных "к боевым". Именно это по нашему мнению позволило нам четко судить, какому туристу какую модель GPS порекомендовать. Под термином GPS мы будем по привычке называть приемник, хотя на самом деле так называется вся система, включая спутники. Официально на русском языке это звучит "спутниковая радионавигационная система" или "глобальная система определения местоположения". Английский язык более лаконичен: GPS расшифровывается как Global Position System. Система обеспечивает высокоточное определение координат и скорости объектов в любой точке земной поверхности, в любое время суток, в любую погоду, а также точное определение времени. Если вам нравится иногда блеснуть эрудицией перед друзьями и подругами, прочитайте следующие три абзаца текста. Если вы ничего не хотите знать о принципе работы GPS - это не страшно, по крайней мере, никак не повлияет на качество ориентирования на местности.
ЗАЧЕМ ВООБЩЕ НАШЕМУ ЧЕЛОВЕКУ НУЖЕН GPS? Что ТАКОГО может GPS, чего нельзя добиться при помощи обычного компаса и своих "мозгов inside" ? В каких случаях спутниковая навигация РЕАЛЬНО выручает? 1. Ориентирование в плохую погоду в местах, где невозможно использование магнитного компаса. Такое бывает, поверьте. За примером не надо далеко ходить, приведу из собственного опыта: как-то раз пришлось идти в плотном облаке через плато Карнасурта в Ловозерских Тундрах. Плато знаменито тем, что там "живет" магнитная аномалия, а еще тем, что спуститься с него в долину можно только в паре мест, везде вокруг скальные обрывы. Обычный компас бесполезен, стрелка ведет себя совершенно непредсказуемо. Пересечение плато с GPS было бы значительно удобнее и безопаснее. 2. Передвижение в пространстве без ориентиров (или с "глючными" ориентирами). Например, пересечение большого замерзшего озера (Именно так было у нас в рамках "тестдрайва") или пустыни Такла-Макан. Возьмем озеро, оно нам, северянам, ближе. При ширине больше двух десятков километров противоположный берег уже не виден, а хочется не просто туда попасть, а в определенную точку. GPS удобнее компаса, поскольку показывает ИСТИННОЕ (безо всяких там головоломных магнитных склонений) направление НА ТОЧКУ (а не на магнитный север). Большинство моделей GPS имеют функцию "дорога", когда направление движения отображается в виде проекции "виртуального шоссе" на цель. Это очень удобно при плавании на байдарке в тумане, или езде на велосипеде через замерзшее озеро - можно разместить прибор перед глазами (например, у моделей серии eTrex существует специальное крепление на руль велосипеда), и "рассекать" хоть в полной темноте, будучи уверенным в правильности пути. Жаль, но ходить, например, на лыжах в пургу таким способом уже сложнее - руки заняты, а укрепить GPS некуда. Приходится носить его в карманах и доставать время от времени. 3. Прибытие к неизвестной цели (каково звучит, а?). Имеется в виду, что нам известны точные координаты объекта (сняты с хорошей карты или переданы людьми, которые там раньше уже бывали с навигатором и отметили точку), но мы не знаем никаких примет объекта, и не можем его идентифцировать. Хороший пример - скальный цирк с тремя перевалами, ведущими в разные долины. Если мы знаем точные координаты нужного перевала, то наш выбор станет очевидным. В случае ориентирования "по старинке" вся надежда на интуицию и косвенные признаки. Вот так и "открывают" перевалы, ведущие через отрог обратно в ту же долину! К этому же типу задач отнесем и просто использование заранее известных точек; если ваши предшественники сняли координаты своих хороших стоянок, вы можете точно следовать их примеру, не изобретая велосипед. Это может сэкономить массу времени. 4. Возвращение к точке. "Точкой" может быть палатка, оставленный рюкзак, - все что угодно. Бывает полезно не только знать точные координаты такой "точки возврата", но и полностью повторить путь, пройденный от нее. Для реализации таких запросов населения существует функция Track. 5. Определение расстояния и скорости движения. За такие показания один мой знакомый называет свой GPS "правдорубом". Бывало, идешь под тяжеленным рюкзаком минут 40 по страшным пампасам, ломишь подобно лосю, а прадоруб тебе: пройдено 800 метров! Средняя скорость передвижения 1 км/час. Такие данные часто остужают горячие головы, подавляют шапкозакидательские настроения и позволяют хоть немного дружить с реальностью. С помощью GPS можно измерять не только пройденное расстояние, но и получать информацию о том, сколько осталось до цели. 6. Определение высоты над уровнем моря. Данная функция плохо работает на низменностях и более-менее сносно в горах высотой более 2000-3000 метров. Точность определения не слишком высокая, по крайней мере, на основе показаний GPS опровергать или подтверждать официальную высоту вершин - смешно. Но иногда эта функция помогает при идентификации объекта (перевала, например) с заранее известной высотой; а еще позволяет оценивать предстоящий набор или сброс высоты. 7. Наконец, самое простое действие - определение своего местоположения на карте. Если есть под рукой карта с координатной сеткой и GPS, вы сопоставляете эти два предмета, и вам все становится ясно... Как вариант решения той же задачи можно привести такой пример: вы идете по тропе, которую видите на карте, но что-то объекты на местности перестали совпадать. Сравнив по GPS ваш трек и тропу на карте можно "поймать" место, где вы сбились с пути. При использовании прибора следует отметить, что GPS может использовать около 100 координатных систем, включая пользовательскую. В то время как Пулковской - нет. Теоретически это должно давать расхождение между показаниями прибора и бумажной картой, однако в рамках тестдрайва оно не превышало погрешности показаний самого прибора. Теперь расскажем, чем GPS плох, - ведь не бывает идеальных предметов и технологий. Правду от народа не скроешь! Вот они, скрытые подвохи: 1. Прибор любит открытые места, потому что ему надо "видеть" спутники. GPS совсем не работает под землей, и плохо - в густом лесу. Проблема решается поиском полянки или хотя бы редкого леса. 2. В большинстве дешевых моделей встроенный электронный компас работает только в движении. Учитывая, что часто GPS достают на привалах, (кроме счастливых велотуристов имеющих возможность закрепить его на руле), приходится бегать около рюкзака взад-вперед, заставляя прибор показать истинное направление на цель. Проблема решается покупкой более дорогой модели, о чем речь пойдет ниже. 3. Для полноценного использования GPS нужна хорошая карта с координатной сеткой. Приобретение таких карт в нашей стране, мягко выражаясь, затруднено. Для иллюстрации того, к чему приводят плохие карты, расскажем историю из жизни: 4. Даже подробная карта не является гарантией достоверности изображенной на ней информации. Об этом надо помнить. Прибор приводит вас точно в точку, сведения о которой вы получаете с карты, и именно здесь заключено слабое место, поскольку велика вероятность устаревшей или намеренно искаженной карты, да и просто ошибки. 5. Прибор работает от батареек. Энергопотребление низкое, но оно есть. "Оно не может не есть". Если вы не только время от времени сверяете направление, а держите навигатор включенным, записывая трэк - приготовьтесь иметь ХОРОШИЕ батарейки в расчете продолжительность похода в днях / 2 летом или ... / 1,5 зимой. 6. "Популярные" модели не позволяют быстро ориентироваться, например, в условиях соревнований. Прибор заметно "тормозит", пока "воркует" со спутниками на орбите. Время воркования тем больше, чем чаще прибор "теряет" спутники, и ищет их по-новой. Вывод из сравнения достоинств и недостатков можно сделать такой: GPS не заменит вам карту и собственные мозги, но может решить такие задачи, которые значительно повышают безопасность путешествия. Лучше 1 раз потрогать руками, чем 10 раз прочитать статью каких-то сомнительных "орлов" (типа нас). Ну, или хотя бы прочесть не общие рассуждения, а чисто конкретный отчет о проделанной работе. Для этого ваши уважаемые авторы взяли два навигатора (модели eTrex Venture и GPS 12) и поставили натурный эксперимент. Сразу скажу, что задача "выяснить какой GPS более точен" не ставилась, ибо бытовые GPS навигаторы различаются не по точности, которую они выдают, а по набору различных функций и удобству использования. Определить, какие именно функции удобны и нужны для нашего брата-туриста, какие модели кому порекомендовать - вот наша задача. Чтобы нужные функции получить и лишнего не переплачивать. К слову сказать, что туристу, которому в общем случае не приходится корректировать огонь артиллерии, точность в 30-50 метров, как правило, является достаточной. Оба тестируемых прибора, в которые вводили одни и те же точки, показывали определенное расхождение, которое могло достигать метров 20-ти (определялось на глаз). Однако когда речь идет об идентификации нужного поворота в лабиринте рукавов реки Мсты в ее устье, или решения других прикладных туристских задач, достаточна точность не в 20 метров, а раза в три больше. Точность приборов по спецификации около 15 метров.
Итак, тестдрйв навигаторов проходил во время зимнего велопохода, который состоял из двух частей. Первая - проезд от Окуловки до берега озера Валдай, прохождение этого озера по льду до Иверского монастыря и далее до города Валдай. И вторая часть - пересечение озера Ильмень и далее поиск церкви Николы на Липне в "пампасах" устья Мсты. Для осуществления поставленных задач мы ввели в GPS точки, которые сняли с карты при помощи Ozi Explorer. Валдай - озеро небольшое, рассеченное островами. Отсюда логика ввода точек - место схода с дороги на лед, ориентиры на островах которые надо будет обходить, сам монастырь - цель визита на озеро.
Первые же метры пути со включенными GPSами по озеру Валдай выявили четыре особенности тестируемых приборов: А) GPS eTrex Venture в отличие от GPS 12 имеет возможность крепиться на руль, что делает его использование для велотуриста предпочтительным. Наконец, нельзя ни отметить, весьма удобную функцию "расстояние до точки". Достоинства ее, конечно, очевидны и так, но все же подчеркну: в сумерках (а мы прибыли на озеро, когда уже начинало темнеть), расстояние до "вон того мыса" на глазок определяется с большой ошибкой, а по прибору - точно. Интересно отметить и такой факт - наш путь через Валдай лежал вокруг островов, и мы видели только часть пути. Видели только часть - но знали о всем, так как могли хоть и грубо, без учета траектории, но оценивать, на сколько далеко отстоит от нас конечная точка пути, а не только точка, которую мы видим. При переходе через Ильмень жизнь внесла в наши планы коррективы. Сильный снегопад задержал наше движение, и чтобы нагнать график нам пришлось до Старой Руссы подъехать электричкой. В результате, точка нашего выхода на лед не совпадала с точками, которые мы наметили еще дома. Однако именно это обратило наше внимание на еще одно удобство системы GPS. Хоть мы и изменили точку старта, точка финиша все равно была введена в GPS, а значит, ее положение оставалось нам известным. Введенные ранее точки возможной эвакуации с восточного берега озера - также оставались в силе, и даже увеличивали свою для нас актуальность. Если при первоначальном плане мы должны были идти всего в нескольких километрах от берега, то с того места, откуда пришлось выехать на лед в реальной жизни, берег был не виден вообще. Стартовав у деревни Чертицко, мы вышли в Ильмень, где первоначально решили пройти по "осторожному варианту", не приближаясь к центру озера. Выбрали в GPS заранее введенную точку, поехали. Видим - на озере лед хороший, бояться нечего. Тогда провели совет, как дальше ехать? Остановились, замерили при помощи GPS расстояние через центр озера и по "осторожному маршруту". Разница получилась существенная. Решили двинуть напролом через центр озера. Менее чем через 4 часа мы уже выходили на противоположный берег озера вблизи от искомого устья. Обратите внимание на карту, приведенную справа. Это - трек, то есть наш маршрут, снятый с GPS и наложенный на карту Ильменя. Точки, которые обозначены желтыми квадратиками с номерами были введены нами заранее (кроме 68-ой и 69-ой). Трек (показан красным цветом) начинается от берега озера Ильмень. Первая "желтая" точка (ее номер 68) - это место, где мы, обойдя острова дельты реки Ловать, вышли на "оперативный простор". Мы хотели двигаться "осторожным вариантом", но отойдя на безопасное расстояние от места впадения реки Ловать, где также была возможность сохранения промоин. Отсюда видно, как мы прошли до точки 69. пройдя до нее мы решили брать курс не на "осторожную" точку 51, а прямо на точку 58 - место впадения одного из рукавов реки Мсты в озеро. Видно, как курс изменил угол. Видно также, как мы постоянно "забирали вправо". Трек идет не прямо на точку, а чуть правее. Это вызвано весьма прозаическими вещами - холодный ветер дул чуть слева и мы невольно старались чуть-чуть от него отвернуть, постоянно чуть "отдрейфовывая" правее нужного курса, и выбирая затем погрешность, когда это обнаруживали. Наконец, видно, как мы проехали по заранее введенным точкам до церкви Николы на Липне (точка 60), и далее по другим руслам реки вышли в Волхов, пересекли его у Юрьева монастыря и прибыли в Новгород на вокзал. Во время переезда через Ильмень выяснилось: Какой GPS нужен? Какую модель выбрать? Мы рассмотрим модели, которые могут быть интересны туристам на основе модельного ряда продукции фирмы Garmin. Чем они различаются? GPS 12 больше и тяжелее eTrex на 170 грамм; Хочется отметить существенный недостаток eTrex: у него нет функции прокрутки экрана, т.е. нельзя перемещать по экрану пройденный трэк. Для просмотра всего трэка приходиться уменьшать масштаб, а это, при большом количестве точек, приводит к замусориванию экрана и невозможности за надписями разглядеть трэк. У GPS 12 же есть кнопки прокрутки экрана. Этот на первый взгляд несущественный недостаток у eTrex очень быстро приобретает характер маниакального желания запустить навигатором во что-нибудь твердое. Garmin утверждает, что эти два прибора имеют одну и ту же категорию защиты от воды. Не будем спорить с Garmin, но сообщим, что GPS 12 - запаянный прибор, а eTrex разборный, заклеенный по краю резинкой. Более того, отверстие в батарейном отсеке eTrex изнутри заклеено кусочком пластика, через который видно плату приёмника. Пользоваться обоими приборами удобно, но первенство держит всё-таки eTrex. Им можно управлять одной рукой. GPS 12 может сохранять 500 точек, в отличие от eTrex, у которого памяти всего на 50 точек. Благодаря своей относительно небольшой цене GPS 12 является самой популярной моделью в нашей стране. Он пользуется большим спросом среди туристов, охотников и рыболовов за свою надёжность и влагозащищённость. Наш вывод однозначен: GPS 12 - разумный бюджетный выбор для туриста (кроме представителей велосипедной туристской конфессии - нет крепления на руль). GPS eTrex - это вариант для туризма не очень подходящий. С ним можно ходить по грибы, его можно подарить ребенку-подростку, который будет с ним развлекаться, играя вокруг дачи, с ним не заблудишься, если во время рыбалки на озеро опустился густой туман, с ним можно проехать трассу на соревнованиях, но для туристских походов его использование не очень оправданно. Следующий прибор, который мы отнесем к более высокой ценовой категории - eTrex Venture. У этой модели новый экран с четырьмя градациями серого и разрешением 160х288. На таком экране вся информация легко читается и не раздражает глаза. Большим плюсом является наличие у данного приемника джойстика. Этим джойстиком можно управлять меню и, что очень приятно, перемещать карту на экране. Еще одно отличие от самого простого прибора этой серии - прибавилось количество запоминаемых точек. В этой модели их 500. Пожалуй, это наилучший выбор для целей туризма, из соотношения цена - удобство пользования и предоставляемые функции. Следующая модель - eTrex Legend Приемник eTrex Legend является первым из всей серии, в который можно загружать карты. Благодаря своему экрану с разрешением 160х288 и четырьмя градациями серого вся информация, отображаемая приемником, читается очень легко. Наличие джойстика позволяет перемещать карту по экрану и следить за своим перемещением. Внутренняя память в 8Мб дает возможность закачивать внутрь прибора электронные карты. Эта функция не очень полезна в нашей стране, и уж тем более бесполезна для людей, совершающих поход в отдаленных сибирских горах. Соответствующие карты бывают либо фирменные (в основном ими покрыта территория Западной Европы), либо самодельные, полученные путем сканирования топографической карты и дальнейшей обработки специальным программным обеспечением. Объем внутренней памяти в 8 Мб может быть недостаточным при загрузке больших карт. При выборе этой модели подумайте, как вы ее будете использовать. Данная модель находит спрос в среде велотуристов и "пешеходников", а также охотников, которые путешествуют или промышляют у нас на Северо-западе, и в Ленинградской области в частности. Скажем, карта Ленобласти вполне помещается в 8 мб, и еще остается место. К тому же карты нашего региона, в отличие от карт хребта Сунтар Хаята, более-менее доступны, равно как и карты соседних областей. Поэтому для туристов, чей стиль путешествий - в основном на пару-тройку дней по Ленобласти такая модель может быть порекомендована, если функция "карта" вам интересна. Наконец, модель eTrex Vista - самая мощная по своим функциям в серии (420 долл.). Прибор имеет встроенный барометрический высотомер, электронный компас, экран с хорошим разрешением и четырьмя градациями серого. Наличие джойстика позволяет легко осуществлять навигацию по меню прибора и перемещать карту по экрану. Для загружаемых карт предусмотрена внутренняя память размером 24 МБ. Это важный момент - если вы отправляетесь "к черту на рога", в большую экспедицию, то ограничение в 8 МБ, как в модели Legend было бы для вас существенным ограничением. 24 МБ - более чем достаточно. Скажем, размер карт, которые есть в продаже от 1 до 12 МБ за штуку. Электронный компас - очень удобная функция. Если в перечисленных до этого приборах для определения сторон света или при движении на заданную точку для определения азимута нужно обязательно двигаться, то в eTrex Vista данная задача решается гораздо удобнее. Электронный компас будет показывать интересующее направление, даже если стоять на месте, или, что еще более важно, даже тогда, когда вы вращаетесь вокруг своей оси. Наличие встроенного барометрического высотомера позволяет отслеживать изменение высот и отображать эту информацию на барограмме, в том числе попутно следить за изменением атмосферного давления и погодных условий. Встроенный электронный компас и барометрический высотомер сделали данный прибор популярным среди альпинистов и любителей дельтапланеризма и парапланеризма. Интересно отметить такую полезную функцию рассмотренных приборов, как возможность снять с трека информацию о вашем перемещении по высоте, и в дальнейшем иметь возможность построить высотный график. Это представляет интерес не только тем, кто лазит по горам или летает в небе, но и, например, велотуристам. Скажем, многие дороги в окрестностях Питера известны нам наизусть, а вот высоты подъемов, или суммарный набор высоты - эта информация мало кому известна. Снять высотную информацию с трека позволяет любой прибор, а вот быстро получать точные значения по высоте - только Vista с барометрическим высотомером. Интересно, что сам высотомер калибруется по спутникам, то есть обычным для GPS методом (с целью учесть изменения атмосферного давления), а далее работает самостоятельно. Vista также позволяет получать данные о скорости изменения высоты (что важно для наших воздушных собратьев) Вывод: для целей спортивного туризма приглянулись 3 модели: GPS 12 - как самая дешевая и надежная Бекетов Константин, Гуревич Илья После прочтения данной статьи рекомендуем посмотреть следующие разделы нашего сайта:
|
![]()
![]() ![]()
Доставим заказ
по регионам России
и странам СНГ
SUPER
![]() Информация
![]()
![]() Новинки
![]()
|
![]() |
||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||
|